Специальная оценка условий труда (СОУТ). Что это такое?

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и(или)опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

          В соответствии с ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда.Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, однако регламентированы случаи, когда необходимо внеплановое проведение СОУТ. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
     1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
     2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
     3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
     4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
     5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
     6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
     7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
         Целью Специальной оценки условий труда является обеспечение работодателем безопасных условий труда и урегулирование системы предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда.            Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:
     • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
     • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
     • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
     • организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; установления работникам гарантий и компенсаций;
     • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса(подкласса) условий труда на рабочем месте;
     • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
     • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследованиянесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
     • определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; • принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
     • оценки уровней профессиональных рисков;
     • иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
         Ответственность работодателя за нарушения в области охраны труда.
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), с 1 января 2014 года
         Статья 5.27.
         Нарушение законодательства о труде и об охране труда.
         Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
         Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
         Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
         Штраф за не проведение специальной оценки условий труда.
         1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 60000-80000 рублей.
         2. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 50000-70000 рублей.
         3. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30000-40000 рублей, для юридических лиц — 100000-200000 рублей.
         Уголовный Кодекс (УК РФ)
         Статья 143.
         Нарушение требований охраны труда.
         1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека влечет штраф в размере до 400000 рублей, либо лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека — лишение свободы на срок до 4 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц — лишение свободы на срок до 5 лет.

         Наша компания готова рекомендовать Вам наших надёжных партнёров для проведения СОУТ.